Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тема самообразования
"Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовыватьв течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег
Введение.
Тема моей работы связана с грамматикой. Грамматика – это такой аспект языка, мнения о котором у изучающих этот язык расходятся. Некоторым очень интересно изучать грамматические правила, и выполнять массу грамматических упражнений. Другие грамматику терпеть не могут, и считают, что это самое скучное и нудное в процессе изучения нового языка. Что касается меня, то я отношусь к категории первой, наверное потому, что со школьных времен очень любила все, что связано с логическим мышлением. Грамматика не так трудна и скучна, но требует хорошей логики и интересных упражнений, вырабатывающих навыки. Цель моей работы – ознакомить со своей работой по обучению грамматике и поделиться опытом.
 
Цели моей работы:
 - систематизировать свой опыт и знания,
 - качественное усвоение знаний по грамматике учащимися,
- поиск интересных форм обучения грамматике учащихся разных возрастов,
- грамотная и логичная подача грамматического материала, апробированная и имеющая результат,
- поделится полученным опытом с другими.
 
Результатами моей работы являются имеющиеся знания по грамматике у моих учащихся, которые я не могу назвать плохими и которые они показывают на уроках при выполнении различных упражнений, тестов, контрольных работ, особенно в тех классах, где я максимально применяю дополнительный материал, или где есть хорошие УМК (Spotlight , Top Score).
 
 
1. Самообразование учителя
 Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
 «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (из педагогического словаря) Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
 
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
 Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, тем легче будет учиться ученик». (Л.Н.Толстой.)
 
Составляющие процесса самообразования учителя:
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
 • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
 
  Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? Источники могут быть разными, но для себя я выбрала следующие:
 • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
 • Интернет
 • Видео, аудио информация на различных носителях
 • Разные курсы
• Семинары и конференции
 • Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Курсы повышения квалификации
 • Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.
 
 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
 
Основными видами деятельности в процессе самообразования, которые способствуют профессиональному росту учителя, можно считать следующие: • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
 • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
 • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
 
2. Рассуждаем о грамматике и советуем. 
 
Какого бы мнения мы все не придерживались, нельзя не учить грамматику – она в каждом предложении, которое вы читаете или пишите, говорите или слышите. Грамматика – это всего лишь набор правил, которым следуют люди, когда говорят на каком-либо языке. Эти правила нужны по тем же причинам, по которым нужны, например, правила в спортивной игре. Если правил в игре нет, или никто им не следует, то в эту игру невозможно будет играть. То же самое относится к языку – без правил люди не смогли бы общаться друг с другом. Поэтому от грамматики никуда не деться, но вопрос в другом: как лучше всего изучать грамматику? Правила игры можно изучить просто, поиграв в нее несколько раз. Конечно, при этом будет допущены ошибки, можно даже пораниться. Однако, в конечном счете, вы научитесь в нее играть. Правила любого языка, конечно же, намного сложнее, чем правила игры, но, на самом деле, именно таким образом вы и выучили родной вам язык. Когда вы росли, никто не обучал вас правилам родного языка, но теперь при его использовании вы не допускаете грамматических ошибок. Вполне возможно изучить иностранный язык таким же естественным образом, если у вас есть достаточно времени, и если вы живете в правильном месте. Например, если корейский мальчик переедет в Россию в возрасте 6 лет, пойдет в школу в России, каждый день будет играть с русскими друзьями, то, скорее всего, он изучит всю грамматику русского языка к 15 годам, без необходимости посещения специальных курсов, уроков, или чтения книг по грамматике. Большинство изучающих иностранный язык не располагают таким количеством свободного времени, и ситуация у них совсем не такая, так как лучше всего изучать грамматику? К сожалению, легкого ответа на этот вопрос не существует. Меня как учителя интересует вопрос интересного и правильного преподавания грамматики. Существует множество разных мнений по поводу того, как преподавать грамматику, и по поводу того, как ее учить. Многие учителя верят в важность грамматических уроков, посвященных изучению правил языка, и массе упражнений для практики правил. Другие учителя считают, что грамматику лучше всего изучать за счет выполнения разнообразных языковых игр, занятий, чем просто учить правила. Какого бы мнения по поводу грамматики вы не придерживались, и каким образом вы бы ее не изучали, вот некоторые советы, которые могут вам помочь изучать грамматику более эффективно. Все испытано на собственном опыте и наблюдениях.
 
Что вы можете сделать:
• Не забывайте о грамматике. Думайте о грамматике. Обращайте внимание на те аспекты английской грамматики, которые аналогичны или очень похожи на аспекты грамматики в родном вам языке. (Например, при изучении местоимений, степеней сравнения прилагательных, числительных, о которых у меня имеется целая работа, выполненная моей ученицей под моим руководством для НПК). Проводите аналогичные линии. Например: при образовании числительных в русском языке добавляется суффикс –надцать, а в английском - teen.Или смена корня при образовании степеней сравнения слова плохой: в русском плохой – хуже – самый плохой, в английском языке тоже меняется корень : bad – worse – the worst. Также обращайте внимание на то, как в английском языке мысли выражаются по-другому, не как в родном вам языке. Если вы будете обращать внимание на сходство и различия в грамматике, то, вероятно, вы изучите правила быстрее. Это принесет результаты более легко и ощутимо, чем если вы просто будете заучивать правила.
 • Читайте побольше текстов на английском – это может показаться странным, но, на самом деле, в то время, как вы читаете на английском (а также слушаете английскую речь), вы запоминаете грамматически правильные модели, которые затем помогут вам, когда вы сами будете говорить на английском, или писать на английском. Вообще, в новых учебниках любая грамматика вводится в контексте, а не отдельно. Это грамотно аргументировано тем, что нельзя изучать грамматику языка отдельно. Это неинтересно и нелогично. Нужно представлять, как реализуются грамматические структуры в едином текстовом материале, в речи.
 • Конечно, никуда не деться от грамматических упражнений, но они должны быть интересными и разнообразными. Сейчас много хороших учебников: они предлагают интересные и разнообразные упражнения. Я говорю об учебниках издательства Oxford University Press. Учащимся нравиться работать с упражнениями на грамматику и они успешно запоминают правила. Например, при изучении пассивного залога мы можем использовать разнообразные задания: раскрыть скобки, определив время, определить пассивный или активный залог, переделать предложения из активного залога в пассивный и наоборот, переделать аналогично тексты, вставить правильные формы в текст. · Очень помогает составление таблиц, в которых хорошо видна разница в разных аспектах. Такие таблицы я постоянно составляю с учащимися в их тетрадях для грамматики при изучении артиклей, местоимений (личные, притяжательные, объектные и абсолютная форма притяжательных местоимений, возвратные местоимения), условных предложений (три типа), модальных глаголов, количественных местоимений. 
  •  Объяснение грамматики должно быть логичным и четким, как при объяснении математики.
  •  Выучите основные неправильные глаголы. Если вы научитесь использовать эти глаголы, не задумываясь над ними, то это даст вам дополнительное время, чтобы сосредоточиться на другом, о чем вы хотите сказать. Их легче учить, если повторять их про себя много раз, учитывая группы неправильных глаголов по образованию 3-х форм ( swim-swam-swum и sing-sang-sung в одной группе, а take-took-taken и speak-spoke-spoken в другой). При изучении их можно разбить на такие группы. Знание неправильных глаголов очень помогает учащимся в дальнейшей работе, не теряя времени на поиск той или иной формы.
  •   Очень помогают игровые моменты: при изучении Present Simple человек говорит о себе, другой о нем (тренировка окончания –s), при изучении Present Continuous игра «Море волнуется», работа с карточками при изучении притяжательных и личных местоимений, замены наречий и указательных местоимении при согласовании времен и т.п. Все это есть в арсенале каждого учителя и предлагается составителями современных учебников (например, Spotlight )
  •   Мною были составлены уроки, собственные ЦОРы, для изучения таких сложных тем, как «Прямая и косвенная речь», неразрывно связанная с согласованием времен, и «3 типа условных предложений», которые сопровождаются необходимыми карточками и специально подобранными упражнениями. Таким образом я логично и последовательно объясняю и ввожу сложный материал.
  •   Темы должны повторяться через определенное время, что учтено составителями всех учебников, по которым мы работаем в нашей школе. Многократное повторение и выполнение упражнений на разных ступенях обучения дает свои результаты.
 3. Процесс работы и накопление опыта.
  Грамматика в моей работе с первого дня занимает ведущее место. Без неё я не вижу дальнейшего процесса обучения, развития грамотной и понятной речи, качественного выполнения тестов, олимпиадных заданий и экзаменационных заданий (ГИА, ЕГЭ). Конечно, изучать её надо в контекстах, с приведением живых речевых примеров. И невозможно изучать грамматику, не владея достаточной лексикой, необходимой для наглядных примеров. Сама я её знала и понимала хорошо ещё в школе, чем благодарна своему учителю. Работать я начала с учебника «Happy English» Клементьевой Т. и Шеннон. Мне очень понравились рабочие тетради к учебнику, где понятно, системно подавался грамматический материал с хорошими упражнениями. Даже самые трудные темы, такие и как прямая и косвенная речь и условные предложения, давались поступательно и систематизировано, что хорошо усваивались учащимися, что они признают до сих пор, окончив уже высшие учебные заведения. Затем мы перешли на учебник «New Millennium English» издательства «Титул». Там сразу же не понравилась подача грамматики. И я решила один час выделить на изучение грамматики в сильных классах, используя материал рабочих тетрадей «Happy English», ксерокопируя их и накапливая в папку. Так мы изучили поступательно все темы английской грамматики, начиная от времен английского глагола в активном залоге и заканчивая прямой и косвенной речью. Уроки по прямой и косвенной речи я разработала с применением ИКТ со схемами , учитывая опыт работы по рабочим тетрадям«Happy English» и примерами оттуда с добавление примеров из учебного пособия по изучению грамматики Голицынского, которое ценится и используется многими преподавателями английского языка. Такой же подход используется мною при изучении темы условных предложений, где я придумала свою схему, и подобрала интересные упражнения для усвоения и закрепления. Материал накапливается постепенно, но именно тот, который необходим и используется на уроках. Поиск необходимого материала и упражнений должен осуществляться  постоянно.
 
4. Заключение.
 Самообразование- это непрерывный процесс, особенно если педагог хочет быть хорошим педагогом и имеет желание быть интересным, уважаемым, иметь хороших, грамотных и благодарных учеников, иметь результаты своей работы на разных уровнях. Поэтому опыт и материал расширяются, идей становится больше. Свою работу считаю только частью этого длительного процесса. Но всё, что накоплено, будет всегда помощью в работе.
Категория: Мои статьи | Добавил: yulyok (24.11.2011)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость